Тема: «Гендерное воспитание дошкольников».
1.Актуальность темы
2.Особенности современного воспитания с учетом разнополового состава воспитанников
3.Условия формирования позитивной половой идентичности ребенка
4.Роль семейного воспитания в гендерном развитии дошкольников
Два мира есть у человека:
Один — который нас творил,
Другой — который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Нельзя считать один пол совершеннее другого, как и нельзя их уравнивать.
Ж.-Ж. Руссо
Приветствие
Ведущий: — Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки — и психологии, и педагогики — вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях воспитательно-образовательного процесса, организуемого в нашем ДОУ. Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное — познавательной и продуктивной, то есть мы с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую практику — работу с детьми.
Разминка, создание рабочей атмосферы (Упражнения "Посещение зоопарка", "Построить фигуру")
Основная часть педсовета
Ведущий: — Есть такое латинское выражение: «Multum, non multa» — «Многое в немногом». Профессиональное умение видеть многое в немногом характеризует работу грамотного педагога. Наш сегодняшний педсовет посвящен вопросам полоролевого воспитания дошкольников, его главная цель — расширить представления педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнить представления о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания.
Сегодня мы попытаемся за небольшой отрезок времени увидеть многое:
-понять проблему полоролевого воспитания, осознать его важность;
- познакомиться с особенностями современного воспитания с учетом разнополового состава воспитанников;
-узнать, как создать оптимально насыщенную (но без чрезмерного обилия) и многофункциональную предметно-развивающую среду в групповом помещении;
-продумать, какие темы найти для бесед с девочками, с мальчиками, как придумать ситуации общения, как сделать комфортным пребывание в группе и мальчиков, и девочек;
-поговорить о разнообразных формах работы с родителями воспитанников.
-Для начала нам необходимо разобраться в формулировке самого понятия «гендер».
Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин
Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.
Гендерное воспитание направлено на:
-освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
-освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
-овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.
— Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Во многих странах существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время эта проблема настолько очевидна, что ее актуальность определена не только на федеральном, но и на международном уровне. Как вы думаете, уважаемые коллеги, почему так важно воспитывать юное поколение в соответствии с его полом?
Воспитатели высказываются по очереди.
-Педагоги часто говорят о том, как важно гендерное воспитание детей дошкольного возраста. Проблемы пола становятся все более актуальными. В современном обществе мужчины слабые и нерешительные, не способные выполнять роль главы семьи, поэтому многие женщины взваливают эту ношу на свои плечи. Они стали более агрессивными, а парни стали трусливыми, не способными защитить не только женщину, но и себя. Причиной этого стало отсутствие внимания к гендерному воспитанию детей.
Выделяют 3 гендерных типа:
1.Маскулинность .... 2.Феминность .... 3. Андрогинность .......
Характеристика детей по гендерным типам
|
Маскулинные дети
|
Феминные дети
|
- ценят авторитет и независимость поведения
- предпочитают мужской авторитет, нуждаются в общении с значимым мужчиной
- ориентированы на достижение индивидуальных высоких результатов
- любят занимать позиции лидера
- имеют соревновательный стиль поведения
- не терпят возражений
- во взаимоотношениях с другими детьми склонны к авторитаризму
|
- проявляют осторожность, неинициативны и несамостоятельны
- отличаются подчиненным, зависимым поведением, не стремятся к лидерству
- большая потребность в выражении поддержки, вере в их возможности и силы
- не вступают в контакт с маскулинными детьми
- ограничивают свое исследовательское пространство
- имеют трудности в общении (мальчики)
|
Андрогинные дети
|
Недифференцированные дети
|
- проявляют высокую социальную активность, хорошо контактируют и взаимодействуют с взрослыми и детьми любого пола
- самостоятельны, настойчивы, достигают высоких результатов
- самостоятельно преодолевают трудности
- маскулинные качества носят конструктивный характер (помощь, защита)
|
- пассивны
-избегают контактов, имеют низкие реальные достижения
- отвергают и женский и мужской стиль поведения, не имеют полоролевых ориентиров
- свойственно неприятие сверстниками
|
Различия у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста во время усвоения материала, описанные Майклом Гариеном
Мальчикам свойственно:
-дедуктивное мышление, от общего к частному, поэтому в школе они без труда выбирают правильный ответ к тесту;
-абстрактное мышление;
-мальчики учатся молча, используя минимум слов;
-мальчикам требуется логика и доказательства;
-мальчикам трудно концентрировать и удерживать внимание на том, что их не интересует;
-для учебной деятельности мальчикам надо много пространства;
-большинство мальчиков - непоседы, им трудно долго сидеть на месте;
-мальчики мало обращают внимания на эмоции окружающих, но эмоционально зависимы от своего положения в группе и своей роли в ней – лидера и пренебрегаемого.
Девочкам свойственно:
-индуктивное мышление, отталкивание от конкретных примеров,
-конкретное мышление;
-девочки учатся «вслух»;
-для обучения девочек логическая последовательность не так важна, как для мальчиков;
-девочкам реже на занятиях свойственна скука;
-девочки с легкостью отдают свою «территорию» пространства на занятиях мальчикам, их не волнует, сколько детей сидят с ними рядом за одним столиком;
-многие девочки во время занятий способны долго сидеть на месте/, не отвлекаясь на посторонние вещи;
Для девочек очень важны эмоции окружающих, особенно связанные с их деятельностью в данный момент.
Что нужно знать воспитателям о мальчиках старшего дошкольного возраста:
-однонаправленное, более слабое взаимодействие между полушариями, они лучше концентрируют внимание;
-на игровой площадке занимают больше места;
-во время игры чаще бегают в одиночку;
-игры активные и энергичные, соревновательные и порой агрессивные;
-играют с кубиками, строят высокие неустойчивые конструкции;
-новички в группе игнорируются до тех пор, пока не проявят свою значимость и ценность;
-рассказы наполнены возбуждением и действием, чувства пострадавших игнорируются;
игры связаны с физическим контактом, кувырканием, неперерывным действием;
-в первую очередь интересуются объектами и вещами;
-прощание с мамой (в детском саду) занимает около 30 секунд;
-используют кукол для «вооруженных нападений» и «военных действий»;
-больше проблем с речью;
-в качестве друзей выбирают детей своего пола;
-эмоции выражают через действие;
-менее чувствительны к социальным и личным условиям;
-меньше объем внимания и глубина сопереживания.
Что нужно знать воспитателям о девочках старшего дошкольного возраста:
-больше связь между полушариями мозга, что подтверждается подходом к деятельности;
-собираются в группки на меньшей площади, часто толпятся;
-игры на игровой площадке спокойнее, менее активные, более коллективные;
-играя с кубиками, стремятся строить низкие и длинные конструкции;
-новички встречаются более тепло;
-в рассказах обращают внимание на динамику человеческих отношений; особое внимание уделяется чувствам пострадавших;
-в играх большую часть времени занимают поочередные действия и скрытая конкуренция;
-в первую очередь интересуются людьми и их взаимоотношениями;
-прощание с мамой в (детском саду) занимает около 90 секунд;
-используют кукол для игр в дочки-матери;
-меньше проблем с речью; возможно, лучше различают звуки;
-в качестве друзей выбирают детей своего пола;
-эмоции выражают словами;
-более чувствительны к социальным и личностным условиям;
-большие объем внимания и глубина сопереживания.
Ведущий обращается к воспитателям
- Каковы, по вашему мнению, основные условия формирования половой идентичности? ( воспитатели думают, дают ответы).
Условия формирования половой идентичности :
1 Влияние родителей.
Обычно в семье отец исполняет радикальную функцию, мать - консервативную. А дети подражают им практически во всём, мальчики отцам, девочки матерям.
По мнению В. Клименко и И. Акимова, главным механизмом формирования мужского и женского начала - совместное действие.
2 Влияние педагогов детского сада.
Исключительно женский состав преподавателей односторонне влияет на половую идентичность мальчиков и девочек: мальчики становятся феминизированными, девочки привыкают к тому, что их окружают только женщины, избегают мужчин.
3 Сюжетно-ролевая игра.
Воспитатель должен избегать позиции "учителя", заменяя ее на позицию "играющего партнера", избегает негативных оценок, подчеркивая только позитивные моменты.
Половая социализация осуществляется в ходе выполнения ребенком ролевых отношений, предписанных сюжетом игры, который развивается в дошкольном возрасте поэтапно.
4 Предметно-развивающая среда.
Необходимы игры, в которых девочки и мальчики могли бы участвовать на основе разделения ролей в интересах достижения общего результата.
5 Влияние сверстников.
Дети проводят очень большую часть своего времени со сверстниками своего пола. У девочек развивается склонность к проявлению заботы и отказу от самоутверждения, а у мальчиков - выработка психологического комфорта при демонстрации духа соперничества и настойчивости.
6 Влияние религии.
Возникновение определенных половых стереотипов.
7 Влияние телевидения.
Дети усваивают представленные на экране образы, хотят быть похожими на героев с экрана.
Гендерное воспитание в семье
Семья – место, в котором у ребенка складывается первое представление о взаимоотношениях между людьми, о месте каждого человека в этом мире.
На модель поведения ребенка и его последующий жизненный сценарий серьезное влияние оказывают сложившиеся в семье взаимоотношения.
Воспитание детей должно способствовать формированию у них представления о роли женщины и мужчины в семье и в обществе.
Под влиянием родителей у ребенка формируется определенная модель поведения, которой он будет придерживаться в обществе.
Роль семьи в гендерном воспитании детей:
Мать: Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких) Действует лаской, добротой. Воспитывает глубокую привязанность, терпимость. Раскрывает красоту окружающего мира. Дает готовые ответы на вопросы. Является образцом для поведения дочери.
Отец: Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость, является генератором идей. Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь. Способствует формированию самооценки, статусной позиции. Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы.
Заключение: Формирование половой идентичности является одним из самых важных факторов самопознания и самоопределения человека. К тому же это очень сложный процесс, на который влияет множество условий, таких как семья, школа, сверстники, религия, культура. Ребёнок в ходе взросления и половой социализации перенимает половые и гендерные стереотипы, учится вести себя в соответствии с половыми ролями, которые он усвоил в детстве. Родители должны понимать, что от того, чем они окружат ребёнка, как будут его воспитывать, зависит его благополучие и уверенность в себе. Половая идентичность должна помочь человеку находить и реализовывать свою индивидуальность. Непротиворечивая, успешная половая идентичность способствует формированию гармонической, развитой личности.
Можно смело сказать, что проблемы половой идентичности будут всегда актуальны, так как её сбои порождают очень сильный дискомфорт, с которым человек не может нормально жить. Люди носят одежду, которая не соответствует их полу, делают операции по смене пола, только бы найти себя и жить в гармонии с собой.
В ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:
- общество и семья оказывают очень сильное влияние на человека. Гендерные стереотипы, поведение родителей и учителей: всё это формирует у ребёнка понимание самого себя, помогает определить принадлежность к тому или иному полу.
-Основными условиями формирования половой идентичности являются влияние родителей, учителей, религии, культуры, а так же сюжетно - ролевая игра и предметно - развивающая среда. Эти условия предоставляют детям возможность проработать мужское и женское полоролевое поведение.
-Мальчики и девочки требуют разного подхода. Родители и учителя должны учитывать это, знать особенности поведения тех и других в разных возрастах.
Формирование половой идентичности процесс сложный, который может давать сбои, приводя к расстройствам половой идентичности, такими, как транссексуализм.
Важность правильно сформированной половой идентичности невозможно переоценить. Её можно считать основой для дальнейшего полноценного развития.
Окончание педсовета. Релаксация «Наш дружный коллектив»
Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству. |