Четверг
17.07.2025
04:48
Приветствую Вас Гость
RSS

 
"КАЛИНКА"
Детский сад № 156
Минобороны России
                                                     Главная Регистрация Вход
                                                                              Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 262

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Гендерное воспитание дошкольников

Тема: «Гендерное воспитание дошкольников».

1.Актуальность темы

2.Особенности современного воспитания с учетом разнополового состава воспитанников

3.Условия формирования позитивной половой идентичности ребенка

4.Роль семейного воспитания в гендерном развитии дошкольников

Два мира есть у человека:
Один — который нас творил,
Другой — который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий

Нельзя считать один пол совершеннее другого, как и нельзя их уравнивать.
Ж.-Ж. Руссо

Приветствие

Ведущий: — Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки — и психологии, и педагогики — вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях воспитательно-образовательного процесса, организуемого в нашем ДОУ. Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное — познавательной и продуктивной, то есть мы с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую практику — работу с детьми.

Разминка, создание рабочей атмосферы (Упражнения "Посещение зоопарка", "Построить фигуру")

Основная часть педсовета

Ведущий: — Есть такое латинское выражение: «Multum, non multa» — «Многое в немногом». Профессиональное умение видеть многое в немногом характеризует работу грамотного педагога. Наш сегодняшний педсовет посвящен вопросам полоролевого воспитания дошкольников, его главная цель — расширить представления педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнить представления о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания. 

Сегодня мы попытаемся за небольшой отрезок времени увидеть многое:

-понять проблему полоролевого воспитания, осознать его важность;

- познакомиться с особенностями современного воспитания с учетом разнополового состава воспитанников;

-узнать, как создать оптимально насыщенную (но без чрезмерного обилия) и многофункциональную предметно-развивающую среду в групповом помещении;

-продумать, какие темы найти для бесед с девочками, с мальчиками, как придумать ситуации общения, как сделать комфортным пребывание в группе и мальчиков, и девочек;

-поговорить о разнообразных формах работы с родителями воспитанников.

-Для начала нам необходимо разобраться в формулировке самого понятия «гендер».

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин

 Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

-освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,

-освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,

-овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

— Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Во многих странах существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время эта проблема настолько очевидна, что ее актуальность определена не только на федеральном, но и на международном уровне. Как вы думаете, уважаемые коллеги, почему так важно воспитывать юное поколение в соответствии с его полом?

Воспитатели высказываются по очереди.

-Педагоги часто говорят о том, как важно гендерное воспитание детей дошкольного возраста. Проблемы пола становятся все более актуальными. В современном обществе мужчины слабые и нерешительные, не способные выполнять роль главы семьи, поэтому многие женщины взваливают эту ношу на свои плечи. Они стали более агрессивными, а парни стали трусливыми, не способными защитить не только женщину, но и себя. Причиной этого стало отсутствие внимания к гендерному воспитанию детей.

Выделяют 3 гендерных типа:

1.Маскулинность ....         2.Феминность ....          3. Андрогинность .......

Характеристика детей по гендерным типам

Маскулинные дети

Феминные дети

- ценят авторитет и независимость поведения
- предпочитают мужской авторитет, нуждаются в общении с значимым мужчиной
- ориентированы на достижение индивидуальных высоких результатов
- любят занимать позиции лидера
- имеют соревновательный стиль поведения
- не терпят возражений
- во взаимоотношениях с другими детьми склонны к авторитаризму

- проявляют осторожность, неинициативны и несамостоятельны
- отличаются подчиненным, зависимым поведением, не стремятся к лидерству
- большая потребность в выражении поддержки, вере в их возможности и силы
- не вступают в контакт с маскулинными детьми
- ограничивают свое исследовательское пространство
- имеют трудности в общении (мальчики)

Андрогинные дети

Недифференцированные дети

- проявляют высокую социальную активность, хорошо контактируют и взаимодействуют с взрослыми и детьми любого пола
- самостоятельны, настойчивы, достигают высоких результатов
- самостоятельно преодолевают трудности
- маскулинные качества носят конструктивный характер (помощь, защита)

- пассивны
-избегают контактов, имеют низкие реальные достижения
- отвергают и женский и мужской стиль поведения, не имеют полоролевых ориентиров
- свойственно неприятие сверстниками

Различия у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста во время усвоения материала, описанные Майклом Гариеном

Мальчикам свойственно:

-дедуктивное мышление, от общего к частному, поэтому в школе они без труда выбирают правильный ответ к тесту;

-абстрактное мышление;

-мальчики учатся молча, используя минимум слов;

-мальчикам требуется логика и доказательства;

-мальчикам трудно концентрировать и удерживать внимание на том, что их не интересует;

-для учебной деятельности мальчикам надо много пространства;

-большинство мальчиков - непоседы, им трудно долго сидеть на месте;

-мальчики мало обращают внимания на эмоции окружающих, но эмоционально зависимы от своего положения в группе и своей роли в ней – лидера и пренебрегаемого.

Девочкам свойственно:

-индуктивное мышление, отталкивание от конкретных примеров,

-конкретное мышление;

-девочки учатся «вслух»;

-для обучения девочек логическая последовательность не так важна, как для мальчиков;

-девочкам реже на занятиях свойственна скука;

-девочки с легкостью отдают свою «территорию» пространства на занятиях мальчикам, их не волнует, сколько детей сидят с ними рядом за одним столиком;

-многие девочки во время занятий способны долго сидеть на месте/, не отвлекаясь на посторонние вещи;

Для девочек очень важны эмоции окружающих, особенно связанные с их деятельностью в данный момент.

Что нужно знать воспитателям о мальчиках    старшего дошкольного возраста:

-однонаправленное, более слабое взаимодействие между полушариями, они лучше концентрируют внимание;

-на игровой площадке занимают больше места;

-во время игры чаще бегают в одиночку;

-игры активные и энергичные, соревновательные и порой агрессивные;

-играют с кубиками, строят высокие неустойчивые конструкции;

-новички в группе игнорируются до тех пор, пока не проявят свою значимость и ценность;

-рассказы наполнены возбуждением и действием, чувства пострадавших игнорируются;

игры связаны с физическим контактом, кувырканием, неперерывным действием;

-в первую очередь интересуются объектами и вещами;

-прощание с мамой (в детском саду) занимает около 30 секунд;

-используют кукол для «вооруженных нападений» и «военных действий»;

-больше проблем с речью;

-в качестве друзей выбирают детей своего пола;

-эмоции выражают через действие;

-менее чувствительны к социальным и личным условиям;

-меньше объем внимания и глубина сопереживания.

Что нужно знать воспитателям о девочках   старшего дошкольного возраста:

 -больше связь между полушариями мозга, что подтверждается подходом к деятельности;

 -собираются в группки на меньшей площади, часто толпятся;

 -игры на игровой площадке спокойнее, менее активные, более коллективные;

 -играя с кубиками, стремятся строить низкие и длинные конструкции;

 -новички встречаются более тепло;

 -в рассказах обращают внимание на динамику человеческих отношений; особое внимание уделяется чувствам пострадавших;

 -в играх большую часть времени занимают поочередные действия и скрытая конкуренция;

 -в первую очередь интересуются людьми и их взаимоотношениями;

 -прощание с мамой в (детском саду) занимает около 90 секунд;

 -используют кукол для игр в дочки-матери;

 -меньше проблем с речью; возможно, лучше различают звуки;

 -в качестве друзей выбирают детей своего пола;

 -эмоции выражают словами;

 -более чувствительны к социальным и личностным условиям;

 -большие объем внимания и глубина сопереживания.

Ведущий обращается к воспитателям

- Каковы, по вашему мнению, основные условия формирования половой идентичности? ( воспитатели думают, дают ответы).

 Условия формирования половой идентичности :

1 Влияние родителей.

Обычно в семье отец исполняет радикальную функцию, мать - консервативную. А дети подражают им практически во всём, мальчики отцам, девочки матерям.

По мнению В. Клименко и И. Акимова, главным механизмом формирования мужского и женского начала - совместное действие.

2 Влияние педагогов детского сада.

 Исключительно женский состав преподавателей односторонне влияет на половую идентичность мальчиков и девочек: мальчики становятся феминизированными, девочки привыкают к тому, что их окружают только женщины, избегают мужчин.

3 Сюжетно-ролевая игра.

Воспитатель должен избегать позиции "учителя", заменяя ее на позицию "играющего партнера", избегает негативных оценок, подчеркивая только позитивные моменты.

Половая социализация осуществляется в ходе выполнения ребенком ролевых отношений, предписанных сюжетом игры, который развивается в дошкольном возрасте поэтапно.

4 Предметно-развивающая среда.

Необходимы игры, в которых девочки и мальчики могли бы участвовать на основе разделения ролей в интересах достижения общего результата.

5 Влияние сверстников.

 Дети проводят очень большую часть своего времени со сверстниками своего пола. У девочек развивается склонность к проявлению заботы и отказу от самоутверждения, а у мальчиков - выработка психологического комфорта при демонстрации духа соперничества и настойчивости.

6 Влияние религии.

Возникновение определенных половых стереотипов.

7 Влияние телевидения.

 Дети усваивают представленные на экране образы, хотят быть похожими на героев с экрана.

Гендерное воспитание в семье

Семья – место, в котором у ребенка складывается первое представление о взаимоотношениях между людьми, о месте каждого человека в этом мире.

На модель поведения ребенка и его последующий жизненный сценарий серьезное влияние оказывают сложившиеся в семье взаимоотношения.

Воспитание детей  должно способствовать формированию у них представления о роли женщины и мужчины в семье и в обществе.

Под влиянием родителей у ребенка формируется определенная модель поведения, которой он будет придерживаться в обществе.

Роль семьи в гендерном воспитании детей:

Мать:      Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких) Действует лаской, добротой. Воспитывает глубокую привязанность, терпимость. Раскрывает красоту окружающего мира. Дает готовые ответы на вопросы. Является образцом для поведения дочери.

Отец:       Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость, является генератором идей. Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь. Способствует формированию самооценки, статусной позиции. Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы.

Заключение: Формирование половой идентичности является одним из самых важных факторов самопознания и самоопределения человека. К тому же это очень сложный процесс, на который влияет множество условий, таких как семья, школа, сверстники, религия, культура. Ребёнок в ходе взросления и половой социализации перенимает половые и гендерные стереотипы, учится вести себя в соответствии с половыми ролями, которые он усвоил в детстве.  Родители должны понимать, что от того, чем они окружат ребёнка, как будут его воспитывать, зависит его благополучие и уверенность в себе. Половая идентичность должна помочь человеку находить и реализовывать свою индивидуальность. Непротиворечивая, успешная половая идентичность способствует формированию гармонической, развитой личности.

Можно смело сказать, что проблемы половой идентичности будут всегда актуальны, так как её сбои порождают очень сильный дискомфорт, с которым человек не может нормально жить. Люди носят одежду, которая не соответствует их полу, делают операции по смене пола, только бы найти себя и жить в гармонии с собой.

В ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:

- общество и семья оказывают очень сильное влияние на человека. Гендерные стереотипы, поведение родителей и учителей: всё это формирует у ребёнка понимание самого себя, помогает определить принадлежность к тому или иному полу.

-Основными условиями формирования половой идентичности являются влияние родителей, учителей, религии, культуры, а так же сюжетно - ролевая игра и предметно - развивающая среда. Эти условия предоставляют детям возможность проработать мужское и женское полоролевое поведение.

-Мальчики и девочки требуют разного подхода. Родители и учителя должны учитывать это, знать особенности поведения тех и других в разных возрастах.

Формирование половой идентичности процесс сложный, который может давать сбои, приводя к расстройствам половой идентичности, такими, как транссексуализм.

Важность правильно сформированной половой идентичности невозможно переоценить. Её можно считать основой для дальнейшего полноценного развития.

Окончание педсовета. Релаксация  «Наш дружный коллектив»

Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству. 

Категория: Мои статьи | Добавил: elena_chernysheva145 (21.10.2020)
Просмотров: 202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz