4.4. Особенности предметно-пространственной развивающей среды
Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к предметно-пространственной среде
«Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Средства обучения и воспитания предметно-развивающей среды.
В группе от 2 до 3 лет накоплен игровой материал для познавательного развития детей:
- мозаика, кубики, мячи, книжки с цветными картинками, имеются оригинальные дидактические уголки;
- для сюжетных игр: игровые модули атрибутика, наборы игрушек;
- для развития двигательных навыков: нестандартное оборудование, способствующее выполнению разнообразных движений малышей;
- для музыкального развития детей: игрушки-забавы, наборы театральных игрушек, музыкальные инструменты;
- необходимые игрушки и наборы инструментов, дидактические куклы атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны) для игр во время прогулок (ведерки, лопатки, формочки, совочки и др.);
- оригинальные дидактические уголки с комплектами материалов, для развития сенсорики, мелкой моторики рук.
В группах от 3 до 7 предметно-развивающая среда оборудована в соответствии с требованиями ФГОС:
-игры для интеллектуального и сенсорного развития (шахматы, шашки, развивающие игры);
- аудиовизуальные (магнитофоны кассеты проигрыватели диапроекторы);
- «уголки уединения»;
- уголки социально-эмоционального развития;
- многофункциональные ширмы;
- нестандартная детская мебель;
- зоны художественно-эстетического развития;
- интеллекуально-развивающие уголки;
- мини-лаборатории;
- уголки мастерства (рукотворчество);
- оформлены различные вида театра (пальчиковый, настольный, бибабо);
- экологические уголки;
- патриотические уголки.
Групповое помещение условно подразделены на три зоны:
- учебная - (уголок уединения, уголок книги);
- интенсивная – театрализованная, музыкальная, зона конструирования;
- зона насыщенного движения (спортивный уголок).
Условно в пределах пространства групп выделены система зон:
-зона познавательного развития;
-зона художественно-эстетического развития;
-театрализованная;
- зона социально-эмоционального развития;
-экологическая зона;
-игровая зона для сюжетно-ролевых игр;
-конструктивная зона;
- уголок уединения;
- двигательного развития.