Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
1 – 3 года
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:
- знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать;
- различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета;
- умеет ритмично наносить мазки, штрихи, линии;
- умеет отламывать от большого комка глины маленькие, умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, сплющивать шар, столбик; соединять концы столбика в кольцо, плотно прижимая их друг к другу;
- наклеивает готовые формы для создания аппликативного образа;
- лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной.
Развитие детского творчества:
- называет предметы, получившиеся в лепке, в рисунке;
- дополнять рисунок, лепку в сотворчестве со взрослым;
- проявляет интерес к экспериментированию с изобразительными материалами (красками, карандашами, фломастерами и др.).
Приобщение к изобразительному искусству:
- узнает и рассматривает народные игрушки (семеновская матрешка, городецкая лошадка, дымковский петушок), эмоционально откликается на них;
- проявляет интерес к рассматриванию произведений книжной графики.
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- узнаёт знакомые мелодии; различает звуки по высоте (высокий – низкий);
- вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы;
- двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки;
- умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Приобщение к музыкальному искусству:
- с удовольствием слушает простые, яркие по музыкальным образам программные инструментальные произведения, песни в исполнении взрослого;
- слушает рассказы, иллюстрируемые музыкой;
- называет музыкальные инструменты: погремушка, бубен.
3 – 4 года
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:
- проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества;
- умеет находить в объемном или плоскостном изображении черты знакомых предметов, персонажей, явлений и называет их;
- умеет лепить из соленого теста, глины, пластилина; раскатывать, скатывать, сплющивать, отрывать, прищипывать материал, соединять готовые части;
- умеет располагать и наклеивать готовые части предметов, геометрические и растительные формы для украшения, соблюдать последовательность наклеивания элементов, ориентируясь на цвет и форму.
Развитие детского творчества:
- самостоятельно выбирает цвет материала, фон и размер листа бумаги, способ рисования для создания яркого образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями);
- создает выразительные образы с помощью интеграции рисования, лепки, аппликации, используя приобретенные навыки и умения.
Приобщение к изобразительному искусству:
- эмоционально реагирует на произведения декоративно-прикладного искусства;
- эмоционально реагирует на произведения книжной графики (Е.Чарушин, Ю. Васнецов).
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- слушает музыкальное произведение до конца;
- различает звуки по высоте (в пределах октавы;
- замечает изменения в звучании (тихо-громко);
- поет, не отставая и не опережая других, чисто и ясно произносит слова, передаёт характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно);
- допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля-ля»;
- сочиняет весёлые и грустные мелодии по образцу;
- умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.).;
- выполняет движения, передающие характер изображаемых животных;
- различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, музыкальный молоточек и др.).
Приобщение к музыкальному искусству:
- узнаёт знакомые песни, пьесы, чувствует характер музыки, эмоционально на неё реагирует.
4 – 5 лет:
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:
- проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества;
- передает характерные особенности (цвет, форму, величину) предметов, явлений природы;
- лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
- использует традиционные техники рисования кистью, карандашом;
- использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации.
Развитие детского творчества:
- сочетает различные техники изобразительной деятельности при воплощении индивидуального замысла;
- самостоятельно находит сюжеты для своих работ в окружающем мире и художественной литературе;
- создает многофигурные композиции пейзажного и сказочного содержания;
- использует варианты композиции и цветовой гаммы при создании рисунков;
- в лепке создает образы персонажей, передает их настроение, самостоятельно находит способы соединения частей материала.
Приобщение к изобразительному искусству:
- различает виды декоративно-прикладного искусства;
- различает произведения разных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), отвечает на вопросы педагога по содержанию;
- понимает значение слов «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура».
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- различает высокие и низкие звуки (в пределах секты-септимы);
- выделяет средства выразительности музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро);
- узнаёт песни по мелодии;
- может петь протяжно, отчётливо произносить слова, вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение;
- самостоятельно отвечает на музыкальные вопросы «Как тебя зовут?», «Где ты?», «Что ты хочешь, кошечка?»;
- импровизирует мелодии на заданный текст;
- способен выполнять танцевальные движения пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, с предметами (с куклами, игрушками, лентами);
- выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- инсценирует песни и ставит небольшие музыкальные спектакли;
- умеет играть простейшие мелодии на одном звуке на металлофоне, погремушках, барабане, ложках.
Приобщение к музыкальному искусству:
- внимательно слушает музыкальное произведение, выражает свои чувства словами, рисунком, движением.
5 – 6 лет
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд):
- создает выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передает характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;
- знает особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь, сангина);
- лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
- использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации.
Развитие детского творчества:
- создает многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции;
- самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает осваивать новые;
- объединяет разные способы изображения (коллаж);
- варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций;
- использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Приобщение к изобразительному искусству:
- различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
- выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
- имеет представление о региональных художественных промыслах.
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты);
- может петь плавно, лёгким звуком, отчётливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента;
- умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера (колыбельную, марш, вальс);
- способен выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и на месте;
- ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки;
- самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов;
- умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве;
- исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле).
Приобщение к музыкальному искусству:
- определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), произведения по мелодии, вступлению;
- различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, виолончель).
6 – 7 лет
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд):
– использует разнообразные способы создания изображения в рисовании, лепке, аппликации
– применяет традиционные техники изображения.
Развитие детского творчества:
- принимает участие в создании коллективных композиций пейзажного и сказочного содержания;
- создает коллажи, сочетает различные техники изобразительной деятельности;
- создает индивидуальные декоративные, предметные и сюжетные композиции в рисовании, лепке и аппликации на темы окружающей жизни, литературных произведений;
- варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе средств выразительности для передачи образа.
Приобщение к изобразительному искусству:
- различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
- понимает выбор средств выразительности в произведении в соответствии с замыслом художника;
- выражает собственное мнение по поводу произведения искусства, формулирует эстетические суждения.
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- узнаёт мелодию Государственного гимна РФ, определяет характер музыкального произведения;
- различает части музыкального произведения, (вступление, заключение, запев, припев);
- выделяет отдельные средства выразительности музыкального произведения (темп, динамику);
- может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него, в пределах от до первой октавы до ре второй октавы, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание;
- умеет правильно передавать мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание;
- самостоятельно придумывает мелодии, импровизирует мелодии на заданную тему, по образцу и без него;
- умеет выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, переменный шаг, боковой галоп;
- способен выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой, передавать несложный ритмический рисунок;
- импровизирует под музыку соответствующего характера;
- инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах;
- исполняет сольно или в оркестре на ударных, звуковысотных и на русских народных инструментах несложные песни и мелодии.
Приобщение к музыкальному искусству:
- определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец);
называет инструмент, на котором исполняется музыкальное произведение.
Проектирование регионального компонента
Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:
- формирование любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;
- формирование общих представлений об окружающей природной среде
(природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Белгородской области, Черноземья);
- формирование общих представлений о своеобразии природы Белгородчины
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Белгородского края
Содержание для включения в основную образовательную программу ДОУ:
Природа Белгородской области (географические, климатические особенности);
Животный мир Белогорья (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности внешнего вида, питания, размножения.
Растительный мир Белгородчины (деревья, кустарники, травы, грибы и др.).
Культура и быт народов Белгородской области (быт, национальные праздники, игры);
Произведения устного народного творчества народов, проживающих на территории Белгородской области, Грайворонского района: песни, хороводы, сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие).
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей:
- «Познание» (природа Белгородчины, растительный и животный мир, культура и быт ее народов;
- «Чтение художественной литературы» (произведения устного народного творчества народов Белогорья);
- «Художественное творчество» (продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества );
- «Физическая культура» (игры народов Белгородской области).
Задачи образовательной работы с детьми 2 - 3 лет:
- Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.
- Воспитывать положительное отношение к исполненным педагогом колыбельным песням, потешкам, пестушкам.
- Побуждать к участию в исполнении колыбельных песен, пестушек, потешек.
- Знакомить детей с назначением отдельных предметов быта, одеждой, жилищем, обращая внимание на их художественные особенности.
- Учить отражать наблюдаемые явления природы в продуктивной деятельности.
Задачи образовательной работы с детьми 3 - 4 лет:
- Приобщать детей к устному народному творчеству.
- Дать детям представления о происхождении и назначении колыбельных песен, потешек, прибауток, пестушек.
- Познакомить с некоторыми фольклорными образами народных произведений.
- Способствовать исполнению колыбельных песен, пестушек, потешек в самостоятельной игровой деятельности.
- Стимулировать желание детей рассказывать об увиденном, пережитом в процессе общения с искусством, передавать свои впечатления от окружающей действительности в изобразительной деятельности (рисование, лепка).
Задачи образовательной работы с детьми 4-5 лет:
Дать представления о природе Белогорья в разное время года. Познакомить с наиболее распространенными на Черноземье птицами, животными, насекомыми, растениями.
- Продолжать знакомить с жанровыми особенностями русских народных колыбельных песен, уточнять представления о пестушках, потешках, прибаутках, небылицах, поговорках, пословицах; развивать исполнительские умения, желание использовать их в игровой деятельности; развивать творческие способности детей, придумывать небылицы, заклички, колыбельные песни по аналогии с готовыми текстами.
- Стимулировать желание передавать свои впечатления от восприятия предметов быта, произведений искусства в продуктивной деятельности, подводить к созданию выразительного образа.
Задачи образовательной работы с детьми 5-7 лет:
- Актуализировать имеющиеся представления об особенностях природы Белогорья: природно-географических зонах: лесной, лесостепной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (рек). Уточнить знания о растительном и животном мире региона.
- Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Белгородчине в целом и Грайворонском районе в частности.
- Учить выделять выразительные средства произведений русского устного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы (образные средства языка, ритм, рифму).
- совершенствовать исполнительские умения.
- развивать творческие способности, чувство юмора.
- воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной, активизировать самостоятельное использование детьми пословиц.
- Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры:
- познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Белогорья;
- с произведениями декоративно-прикладного искусства: гравюрой, глиняной посудой, вышивкой, литьем, кузнечным ремеслом и др.
- развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов.
- Расширять представления детей о главном городе Белогорья: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта и др).
Формы реализации и освоение содержания регионального компонента
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей |
|
Непосредственная образовательная деятельность |
Образовательная деятельность
|
«Познание» |
|
Ознакомление с родным городом: почта, магазин, детский сад, школа - экскурсии. Экскурсии в лес в разные времена года. Рассматривание иллюстраций Беседы о жизни животных и птиц в разные времена года. Изготовление кормушек Подкармливайте птиц на территории д\с. Сравнительная экскурсия. Беседа о труде людей. Быт и традиции русского народа. История жизни человека в Белогорье. Человек и природа Белогорья. Богатства Белгородчины. Знакомство с бытом и традициями народов Белогорья.
Оформление альбома «Наше Белогорье». |
Чтение. Рассказывание. Беседа Экскурсии. Наблюдения. Объяснения. Обследования. Рассматривания. Русские народные игры. Русские народные хороводные игры. Коллекционирование Конкурсы Знакомство с народным фольклором. Разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок. Праздники, развлечения |
«Чтение художественной литературы» |
|
Просмотр диафильмов и мультфильмов. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с подвигом героев Курской битвы. Разучивание стихов о Белогорье Чтение рассказов о Белогорье. Легенды и предания. Знакомство с народным фольклором: загадки, потешки, заклички, считалки.
|
Чтение. Беседа. Рассказ. Пересказ. Объяснения. Досуги. Выставка в книжном уголке. Рассматривание. Заучивание. Литературные праздники. Викторины. |
«Художественное творчество» |
|
Знакомство с пейзажами Белгородчины. Знакомство с Борисовской керамикой. Глиняные промыслы Старого Оскола. Русские народные игрушки (деревянные, глиняные). Музыкальные инструменты. Конструирование предметов домашнего быта. Знакомство с украшением русского пряника и пасхальных яиц. Роспись глиняных и деревянных игрушек. |
Наблюдение. Беседа. Обсуждение. Рассматривание. Чтение. Коллективная работа. Обучение. Продуктивная деятельность. Иллюстративный материал Занимательные показы. Индивидуальная работа. Тематические праздники и развлечения |
«Физическая культура» |
|
Русские народные подвижные игры: «Огородник», «Овечка», «Извозчик»; «Дед мороз», Русские народные хороводные игры: :
Татарская народная игра
Русские народные игры: «Городки», «Лапта», «Чижик», «Болото», «Корыто». Игры-забавы, игры с бакинской игрушкой, яйцами, вкладышами. |
Подвижные игры. Народные игры. Хороводные игры. Игровые упражнения. Физкультминутки. Спортивные праздники и развлечения. |